Логоритмика как элемент логопедического занятия у детей с ментальными нарушениями.
Автор Щербакова К.Г., логопед ГКУ "СРЦДПОВ"
Логоритмика - это методика развития речи, основанная на использовании ритмических упражнений и игр. Она может быть использована как вспомогательное средство в обучении речи детей с ментальными нарушениями.
Логоритмика - это специальная методика, которая помогает развивать у детей логическое мышление и координацию движений. Многие дети с ментальными нарушениями могут успешно заниматься логоритмикой, если им предоставить подходящие условия.
Занятия логоритмикой для детей с ментальными нарушениями должны быть адаптированы к учету их индивидуальных особенностей. В зависимости от возможностей детей, логоритмика может быть различных уровней сложности. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут быть использованы специальные упражнения, направленные на развитие мышц и координации движений.
Задачи логоритмики:
- Развивать чувтво ритма;
Дети учатся отстукивать ритм и ощущать ритмичность музыки, движений, речи.
- Стимулировать двигательную активность;
Движения под музыку помогают детям больше двигаться, что позитивно сказывается на общей моторике и их координации.
- Развивать пространственные представления;
Дети учатся ощущать собственное тело, закрепляются понятия «право» и «лево», «вверх» и «низ».
- Преодоление речевого негативизма;
Дети в игровой форме, под музыку, более заинтересовано повторяют и включаются в задания. Это способствует повышению мотивации на занятиях.
- Стимулировать подражательную и имитационную деятельность, звукоподражания и вызывание новых звуков;
- Развивать дыхание, силу и высоту голоса.
Занятия логоритмикой могут проводиться в индивидуальном или групповом формате.
Одним из основных инструментов логоритмики являются логические задачки и головоломки. Эти упражнения помогают детям развивать логическое мышление, тренируют память и внимание. Вместе с тем, игры и упражнения с элементами логоритмики могут быть очень занимательными и интересными для детей.
Для проведения занятий логоритмикой могут использоваться музыкальные инструменты (маракасы, трещотки, деревянные ложки), доски с крупными яркими элементами, флажки, ленты, головоломки-конструкторы. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать такие упражнения, которые будут нацелены на его развитие и учитывать предпочтения и интересы ребенка.
Логоритмика позволяет использовать разные каналы восприятия, такие как тактильные ощущения и координация движений, что может помочь детям развивать правильное артикулирование и улучшить их речь.
В процессе занятий логоритмикой дети работают с музыкальными инструментами, поют песни, делают ритмические движения и выполняют другие игровые упражнения, в которых участвуют не только речевые, но и двигательные и слуховые навыки. Все это способствует развитию моторных функций, улучшает координацию движений и поощряет речевую активность.
В целом, логоритмика может быть эффективным инструментом развития и обучения для детей с ментальными нарушениями. Важно помнить, что проведение занятий должно быть адаптировано к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка, а также проводиться под контролем опытного педагога.
Таким образом, логоритмика может стать важным инструментом в развитии речи у детей с ментальными нарушениями. Она позволяет использовать разные каналы восприятия и может стимулировать детей к коммуникации и развитию социальных навыков.
Список литературы
1.Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 2019.
2.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 2016.
3.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2020.
4.Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально- ритмической деятельности // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Иркутск, 2021.
5.Воронова А.Е. Логоритмка в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Москва, 2006.
- Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008
7.Лапшина А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации у умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности // Проблемы диагностик, коррекции валеологии в специальном коррекционном образовании. Красноярск, 2006. С. 30-39.
8.Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации). Красноярск, 2018.
9.Ноделъман В.И., Воронова А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у детей с ограниченными возможностями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий // Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Иркутск, 2015.
10.Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 2019.
11.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 2020.
12.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 2018.