ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
автор Наумец Т.В., логопед ГКУ "СРЦДПОВ"
У детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие психических и физических процессов. Поэтому необходимо в этот период насыщать организм двигательной активностью, обогащать его сенсомоторным опытом и тактильными ощущениями! Почему очень важно с самого детства развивать моторику и для чего это нужно? Все дело в том, что движения способствуют активизации многих физиологических функций организма!
Специалистами был сделан вывод о том, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. Необходимо особо обращать внимание на стимулирование речевого развития детей через тренировку и развитие движений пальцев рук, так как формирование речевых зон в коре головного мозга совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов. Развитие и тренировку пальцев рук можно начинать с рождения (массаж каждого пальчика, разминание, поглаживание, стимулирование хватательных движений). Выполняя пальцами рук различные упражнения, можно достичь достаточного уровня развития мелкой моторики рук, который оказывает положительное влияние на развитие речи, его способностей и подготавливает ребенка к последующему обучению.
Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания и просьбы логопеда и товарищей что-либо принести, подать. Медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч, обруч и другие предметы в подвижных играх, больше времени тратят на игры с разборным материалом — строительным, башенками, бочонками, матрешками. У детей 4—5 лет моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У детей 5—6, 6—7 лет моторное напряжение более четко связывается с заиканием и проявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их is коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости. Преобладание моторной напряженности прослеживается по всем возрастным группам заикающихся: 4—5, 5—6, 6—7 лет.
В последнее время количество детей с недостаточным физическим и психическим развитием возросло. У современных детей чаще стали наблюдаться различные множественные нарушения речи. Дети стали позже говорить, чем их сверстники 10–15 лет назад, а нарушения выражены более грубо. Нарушено звукопроизношение, развитие лексико-грамматического строя, связной речи наблюдается бедность пассивного и активного словаря. У детей с различными речевыми проблемами наблюдается раскоординация движений, двигательной памяти, нарушение переключаемости движений. У детей с дислалией страдает мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей с дизартрией — нарушение мышечного тонуса, координации и переключаемости движений, темпа и ритма общей, мелкой и артикуляционной моторики. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, двигательная истощаемость, моторная неловкость. У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, также страдает и общая координация движений.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом. Почему с мячом? Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства. С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
ВАРИАНТЫ ИГР, СТИМУЛИРУЮЩИХ РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА
- Съедобное-несъедобное
Один игрок кидает другому мяч и называет слово, которое может означать что-то съедобное или нет. В первом случае мяч нужно поймать, во втором — отбить. Если игрок ошибается, становится ведущим.
Эта игра подойдёт как для малышей 3–4 лет, так и для более взрослых детей. В первом случае можно использовать простые и знакомые блюда вроде каши, супа или хлеба, во втором — попробовать более сложные названия, например профитроли или артишоки. Для развития речи можно поменяться ролями с ребенком, и тогда уже малыш называет известные ему продукты.
- Боулинг
Ещё одна игра для детей любого возраста. Для неё можно использовать как среднего размера резиновый, так и теннисный или даже массажный мячик, если у вас такой есть. На полу выстраивается препятствие, например башня из кубиков или несколько пустых пластиковых бутылок. Затем игроки по очереди пытаются сбить предметы с заданного расстояния. В данной игре идет обогащение глагольного словаря, развитие умения согласовывать существительное с числительным, а также улучшение понимания речи, путем выполнения простых действий и проговаривая их. Комментируется все словами: «бросаю», «сбил», «попал», «кидаю», «две кегли», «одна кегля» и т.д.
- Рифмы
Один игрок бросает другому мяч и одновременно называет любое слово на свой выбор. Второй должен поймать мяч, как можно быстрее назвать рифму и бросить следующему.
- Почта
Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.
Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь-динь-динь. - Кто там ? - Почта! - Откуда? - Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода) Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становитСя почтальоном.
- Зайцы и волк
Цель: упражнять в беге, в прыжках, учить действовать в соответствии с текстом, соблюдать правила игры.
Один из играющих – волк. Остальные дети зайцы. На одной стороне площадки дети устраивают домики (в кружках). Волк на другом конце площадки в овраге. Дети произносят текст:
Зайцы скачут
скок – скок – скок,
На зелёный на лужок.
Травку щиплют,
Слушают –
Не идёт ли волк.
Выпрыгивают из домиков и разбегаются по всей площадке. Когда воспитатель произносит последнее слово «волк», волк бежит за зайцами. Старается их поймать. Зайцы убегают, каждый в свой домик.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
- Климченко, О. Г. Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте / О. Г. Климченко, Е. В. Тимченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77593/
- Лопухина И. С. логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта,1997.
- Елена Мохирева: Подвижные и речевые игры. Лето. Развивающая книга для детей 1-3 лет.