О нас говорят

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.


Дзюба В.В. специалист по реабилитационной работе

В подготовке данного материала были использованы методические рекомендации, музыкального терапевта А. Апрелевой и Андреяновой С. А., учителя музыки МБОУ "Школа-интернат для детей с ОВЗ" Шатурского муниципального района московской области.

В настоящее время большое внимание уделяется  вопросам, касающихся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.


Одним из условий  успешной социализации детей с ОВЗ является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и  почувствовать свою значимость.

Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует  гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным.

Музыкальное искусство - один из самых мощных инструментов данных человечеству. Известно, что музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем.

А также музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её в том, что она способна облагораживать и воспитывать нравственно-эстетический и духовный потенциал личности, стимулировать его развитие. 

Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

«Музыкальное воспитание – это не  воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека»,- так писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.        

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих в воспитании личности, она играет особую роль во всестороннем развитии детей.

Музыка постоянно заставляет детей меняться, и это делает их более восприимчивыми  и социально адаптивными, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.

Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности. 

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.

Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступая в мир, познаёт, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и  моральной культуры. Музыка  гармонизирует  душу и тело человека, развивает  его духовность, нравственность, эстетику, интеллект  и физическое здоровье, в общем, способствует социальной адаптации детей.

На музыкальных занятиях открывается весь многообразный мир видов музыкальной деятельности, где и осуществляется  процесс социализации:

- Слушание музыки (осознанное её восприятие);

- Пение (хоровое, ансамблевое, сольное);

- Музыкально-ритмические движения,  пластическое интонирование;

- Импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);  

- Игра на музыкальных инструментах;

- Инсценирование песен;

- Музыкальные  игры, упражнения.

Все эти виды музыкальной деятельности используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.

Большое внимание на музыкальных занятиях  уделяется слушанию и изучению  образцов зарубежной,  классической, русской народной  и современной музыки,  Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие  музыки  -  одна  из самых активных форм приобщения к музыке,  потому что при этом  активизируется внутренний, духовный мир детей,  их чувства  и  мысли.  

Значение певческой исполнительской деятельности трудно переоценить в личностном развитии детей. Пение расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы, влияет на развитие дыхательного аппарата и речевой моторики детей. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей.

Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К. Д. Ушинский: «В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».

Среди многих важнейших душевных, нравственных и умственных качеств и практических навыков вокально-хоровое пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению внимания.

Вокальная музыка, представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов - богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий и образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ведь без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. И все это - объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития художественного вкуса, музыкальных способностей и освоения впечатлений окружающей жизни.

Движения под музыку на занятиях  представляют собой органичное, естественное объединение интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий, инициированных музыкой и пластикой тела. Ритмические упражнения и танцевальные движения, выполняемые под музыку, оказывают облагораживающее, положительное воздействие на личность ребенка с ОВЗ в целом. На музыкальных занятиях с помощью коррекционных упражнений под музыку развивается моторная функция, координация движений, формируется правильная осанка, походка, ориентирование в пространстве, которые позволяют формированию и развитию навыков взаимодействия детей в коллективе. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. Двигаясь в парном танце, дети учатся внимательному отношению, друг к другу, приобретают необходимые навыки слаженного взаимодействия и овладевают необходимыми азами танцевального искусства. Упражнения с предметами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами развивают у детей с ОВЗ подвижность пальцев, умения снимать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.

В процессе игры на музыкальных инструментах в ансамбле у учащихся формируется эстетическое восприятие, концентрируется внимание, активизируется музыкальная память, мышление и творческое воображение, развивается фантазия. Совместное музицирование в ансамбле способствует формированию эмоциональной сферы ребенка, его душевного здоровья, а также музицирование способно решить  и психологические проблемы общения: застенчивый ребенок, участвуя в такой музыкальной деятельности, может почувствовать себя в центре жизни; неуправляемый ребенок подчинится единому, строгому замыслу; одаренный ребенок сможет воплотить свои творческие фантазии.

В целом музыкальная деятельность располагает возможностями для созидания, самовыражения, самореализации, совершенствования личности.  Она способна вызвать в ребенке переживания, фантазию, создавать что-то новое, творить.

Одним из главных достоинств музыкального воспитания является формирование творческого потенциала личности. Через творческую деятельность учащиеся  стремятся найти самого себя, ядро личности, глубинную сущность.

Преподавателю необходимо поддерживать и формировать даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности детей поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Ведущая роль музыкального творчества в воспитании личности закономерна, так как музыкальное исполнительство наиболее доступный и естественный вид художественной деятельности.

Проявление творческого начала осуществляется в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений,  выполнение различных творческих заданий, таких как, подобрать песню и стихотворный текст к ритмическому рисунку, к средствам музыкальной выразительности (лад, характер, динамика, темп), разгадать зашифрованные слова с помощью нот, кроссворды, ребусы, инсценировать образы вокальных и инструментальных произведений, импровизировать на музыкальных инструментах: подыграть своему пению на музыкальном инструменте, сочинить мелодию и ритмический рисунок на инструменте и т. д.

Творческие задания помогают учащимся приобретать умения и навыки вести наблюдения, сравнивать факты, проводить анализ, формулировать выводы, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы.

Реализация творческих способностей детей  делает более богатой и содержательной их жизнь. Становление творческой индивидуальности в детском  возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности и её интеграции и социализации в общество. Дети с ОВЗ обладающие постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируются к изменяющимся условиям и требованиям жизни.

Очень важно дать возможность детям с ОВЗ проявить себя в обществе «обычных» детей. Поэтому учащиеся школы-интерната принимают активное участие в различных школьных, муниципальных и областных фестивалях и конкурсах, и добиваются высоких результатов. 

      

Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.

Специально организованная музыкальная деятельность дает возможность структурирования эмоционального мира и музыкальной сферы детей. Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует  уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной цели, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура. Опираясь на пример взрослого, дети приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей с ОВЗ.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. 
Таким образом, музыкальное воспитание сказывается на всей деятельности детей, на их отношении к миру, к людям, на их труде, на идейных, нравственных и эстетических идеалах, на всём их жизненном поведении.