Адаптивная физкультура

Адаптивная физическая культура



Адаптивная физическая культура - это вид физической культуры, направленный на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями.







Цель адаптивной физической культуры: формирование и расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитию собственной активности и творчества, формированию здорового образа жизни, повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития, развитие и поддержание интереса к занятиям адаптивной физкультурой как образа жизни. 

 

Задачи адаптивной физической культуры:


Образовательные задачи:


  1. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
  2. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
  3. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.


Развивающие задачи:


  1. Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости).
  2. Развитие пространственно-временной дифференцировки.


Оздоровительные и коррекционные задачи:


  1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма детей.
  2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
  3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
  4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
  5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
  6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
  7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные задачи:


  1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
  2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
  3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
  4. Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

 

Виды занятий адаптивной физкультурой


  


Индивидуальные физкультурно-спортивные занятия проводятся с детьми индивидуально, с применением активных физических упражнений.

Индивидуальные коррекционные занятия -  проводятся  с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые нарушения, с применением пассивных упражнений и принудительной помощи.

Групповые физкультурно-спортивные занятия- проводятся с группой, в количестве не более 5-ти детей, с применением активных физических упражнений. Часть занятия может проводиться совместно, при этом подбираются упражнения доступные всем,  другая часть занятия может состоять в персональных заданиях каждому и выполнении их под руководством и контролем инструктора.

На любых из занятий адаптивной физкультурой, инструктор использует разнообразные методы и приемы,  учитывая  индивидуальные особенности детей. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса умений и навыков, наличия предыдущего  зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки.

 

Основным средством  адаптивной физической культуры являются физические упражнения.

Регулярно выполняемые физические упражнения позволяют овладевать жизненно важными двигательными умениями и навыками, эффективно использовать физические силы. Физические упражнения улучшают координацию движений, точность движений в пространстве. Преодолевая различ­ные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, дети вырабатывают в себе ценные для жизни черты и качества характера, такие как смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность. Умение проявить волю, настойчивость, терпение во время выполнения физических упражнений требует систематической работы.

Для детей используются специальные упражнения, которые развивают координацию движений, гибкость, правильную осанку и мышечно-суставной аппарат.

Гимнастические упражнения позволяют дозировать нагрузку на различные сегменты тела ребенка, они развивают мышечную силу, подвижность в суставах и координацию движений. Упражнения так же могут выполняться с различными предметами – с погремушками, с кубиками, с мячом, с обручем, с гимнастической палкой, с гантелями и др.

На занятиях применяются дыхательные упражнения, которые расслабляют мышцы, формируют функции равновесия и развивают точность движений.

 

На занятиях адаптивной физкультурой инструктором применяется реабилитационное и спортивное оборудование:

- компьютеризованный реабилитационный  тренажер «Мотомед»;

- многофункциональный тренажер «Профилактор Евминова»;

- ортопедические опоры-ходунки;

- программируемый электро-механический тренажер «Родео», имитирующий верховую езду;

- динамический параподиум;

- велотренажер;

- активно-пассивная беговая дорожка, механическая беговая дорожка;

- «гребной» тренажер;

- детская стенка для скалолазания, шведская стенка, сетка для лазания;

- тренажер «Орбитрек»;

- ортопедические брусья;

- веревочные подвесные системы (лестница, кольца, канат);

- мобильный переносной инвентарь - мячи «фитболы», кубы, ступени, палки и др.

 

Дети, с которыми проводят занятия в нашем реабилитационном центре, показывают положительные результаты, значительно улучшаются физические показатели, развивается психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение.